Посты

Оцениваем риски самостоятельно

Компаниям не обязательно обращаться в стороннюю организацию для проведения оценки рисков. Это можно сделать своими силами, главное не проводить процедуру формально. Например, составили формальный опросник, отправили его линейному руководителю, он его заполнил и все. Такой результат будет далеки от истинного положения дел в сфере безопасности труда, хотя, с точки зрения действующего в настоящее время законодательства, тоже может быть назван «материалами оценки риска».

Как не попасть в ловушку формальности?

Если используете метод «Чек-листа» (тот самый опросник), то для повышения его эффективности измените формулировки – включите в него не прямые вопросы типа: «Вы прошли инструктаж?», «Выполняете ли вы правила безопасности?», а, например, так: «Назовите дату последнего инструктажа», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Заполнение опросника лучше поручать не линейным руководителям, а специально выделенному сотруднику, который интервьюирует сотрудников подразделения и линейного руководителя. Если полученные ответы «не бьются» с данными журналов либо сотрудники не могут назвать базовые, элементарные требования правил – следует вывод о формальности процесса проведения инструктажей и обучения. Анализируя совокупность полученных ответов, специалист может сделать вывод о том, каков реальный уровень риска нарушения правил безопасности в данном подразделении.

Вообще, для создания простой и эффективной системы управления профессиональными рисками решающее значение имеет правильный выбор базовых методов оценки риска, в совокупности составляющих методику оценки риска.

В настоящее время в мире разработаны и используются более 70 методов оценки рисков. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска описывает 31 метод оценки.

Мы рекомендуем комбинировать несколько методов, например, метод «Предварительный анализ опасностей», «Чек-лист» и метода Файна-Кинни. Эта методика в полном её варианте одинаково подходит и для производственных предприятий, и для предприятий непроизводственной сферы. Состоит из семи последовательно реализуемых этапов:
1. Сбор информации для подготовки плана аудита и разработка чек-листов для идентификации опасностей и аудита работников.
2. Аудит, который включает:
  • опрос работников;
  • идентификацию опасностей с фото- и видеофиксацией;
  • проведение исследований/испытаний и измерений - по жалобам работников или по выявленным несоответствиям.
3. Расчёт индекса профессионального риска (ИПР). ИПР рассчитывается отдельно для каждой идентифицированной опасности, исходя из вероятности происшествия, частоты подверженности сотрудников этому происшествию и его последствий.
4. Определение срочности мероприятий по профилактике рисков, исходя из ИПР.
5. Разработка мероприятий для снижения уровня профессионального риска.
6. Повторная оценка уровня профессионального риска с учётом разработанных мероприятий.
7. Составление графика реализации мероприятий.

В варианте для предприятий непроизводственной сферы методика может применяться как в указанном виде, так, при необходимости, и трансформироваться в комбинацию метода «Чек-лист» и метода Файна-Кинни, при этом в качестве вопросов чек-листа могут быть использованы в том числе и положения соответствующих санитарных правил (например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, 2.2.4.3359-16 etc.), а также результаты производственного контроля, по которым делаются выводы о соответствии или несоответствии реального положения дел на объектах оценки (рабочих местах, рабочих зонах, помещениях) нормативным требованиям.
2021-02-22 12:36