Посты

Методы управления рисками

В 1970-х годах корпорация Ford выпустила автомобиль Ford Pinto, который пользовался неплохим спросом. Автомобиль был хорош внешне, но имел небольшой технический недостаток – когда в Pinto кто-то врезался сзади, то бензобак нередко взрывался и машина моментально вспыхивала вместе с людьми, находящимися внутри.
За каждый случай компания приносила извинения, выплачивала компенсации семьям пострадавших и...больше ничего. Ford Pinto продолжал поступать в продажу, ДТП с возгораниями не прекращались, пока в один момент не было опубликовано внутреннее исследование Ford, в котором говорилось, что для бизнеса гораздо выгоднее выплачивать миллионные компенсации единичным пострадавшим, чем менять конструкцию автомобиля и делать массовый отзыв по всем штатам.
Случился скандал. Корпорация Ford "отмывалась" от этого решения не одно десятилетие.

Этот пример хорошо демонстрирует подход компаний к оценке рисков и методов работы – выбирайте тот, что дешевле. Но не забывать оценивать еще и риски репутационные.

Итак, выделили риски, разбили по группам, что дальше?

Рассмотрим 4 метода работы с рисками:

1. Метод отказа – принимаем решение исключить риск самым простым и надежным способом -- не заниматься тем, что несет этот риск.
Бытовой пример применения этого метода -- не садимся пьяными за руль, не идем в злачные районы поздно вечером и т.д.
2. Метод снижения – анализируем, как снизить или вероятность риска, или последствия его наступления.
На улице метель, а нужно куда-то ехать? Думаем, как снизить риск ДТП. Можно выбрать дорогу, на которой меньше всего крутых склонов и подъемов. Можно отложить поездку, чтобы дать время дорожным службам почистить дорогу.
3. Метод передачи  – делегируем риск кому-то другому.
Риски логистические можно передать логистической компании. Риски, связанные с наймом сотрудников, можно передать подрядчику на аутсорсинг.
4. Метод принятия – оставить всё как есть. Принять риск, допустить риск и, в случае его наступления, разбираться с ним самим.
Важно понимать, что риски существуют всегда, вне зависимости от того, думаете вы про них или нет. И отказ от принятия решений по управлению рисками – это принятое решение по управлению рисками. И оно замечательно укладывается в метод №4.

На самом деле, выбрать методы работы с рисками не так сложно. Анализируйте экономическую целесообразность каждого подхода. Задавайте себе вопрос: "Какой метод выгоднее?".

Простой свод правил работы с разными типами рисков:
1. Происходят редко и несут незначительный и умеренный ущерб, минимизировать дороже, чем игнорировать. Поэтому на них можно не обращать внимания.
2. Наносят незначительный и умеренный ущерб, но происходят регулярно – закладываем в план (резерв бюджета и сроков).
3. Риски с незначительным ущербом, но возникновение которых возможно – принимаем минимальные меры по их предотвращению и уменьшению последствий.
4. Часто возникающие риски с умеренным и значительным ущербом лучше делегировать специализированным партнерам (юристам, логистам и т.д.)
5. Риски с высоким и критическим ущербом происходящие часто – однозначно, исключаем. Вероятность высокая, а последствия угробят наш проект.
6. Блок рисков со значительным, высоким и критическим ущербом, но возникающих редко – страхуем!